Как составить техническое заданиеОказывается, о том, что такое техническое задание, составленное для автора статей, то есть для меня, знают не многие заказчики, которые приходят заказывать у меня тексты. А ведь именно ТЗ – это основа, без которой написанная статья может далеко не полностью соответствовать всем задумкам и замыслам. Поэтому для тех, кто пока точно не знает, как правильно составить техническое задание, но в то же самое время имеет свой сайт и хочет наполнять его уникальным и качественным контентом, я и напишу эту статью.

Прежде всего хочу привести в пример свою переписку с одной заказчицей, произошедшей не так давно.

Она: Хотела бы заказать у вас статьи на тему беременность, роды, уход за ребёнком до года.

Я: Жду от вас темы для статей и ключевые слова.

Она: А что такое ключевые слова? А я думала, что темы вы мне сами напишите. Я даже не знаю, с чего мне начать.

Поэтому давайте будем разбираться по порядку, как составить техническое задание. И начнём, пожалуй, с того, что такое ТЗ или техническое задание.

Техническое задание – это документ, который заказчик присылает автору. В нём указываются основные требования к будущей статье. И таких требований может быть ни одно и не два и даже не три.

Как составить техническое задание. Правило первое

Как составить техническое заданиеПрежде всего необходимо написать, о чём будет текст. Например, если написать, что нужен текст о перчатках, то автор может написать статью и о том, как появились перчатки, и о том, как за ними ухаживать, и о том, как выбрать перчатки для женщин и для мужчин и многое-многое другое. Получается, что автор сам может выбрать, о чём же ему писать, а в итоге окажется, что заказчик хотел получить статью совсем другой тематики.

Поэтому правило первое – необходимо точно понимать, о чём автор должен написать для вас статью. И это обязательно нужно отметить в ТЗ.

Конечно, никто не заставляет заказчиков заполнять специальный бланк для ТЗ, хотя это было бы просто замечательно. Можно всё написать по почте или рассказать в скайпе. Главное, чтобы это правило никогда не оставалось в стороне.

Правило второе, не менее важное

Теперь очередь дошла до ключевых слов. Чаще всего заказчик уже точно знает, какие именно ключевые слова ему необходимо вставить в текст. Но есть одна загвоздка – многие забывают написать их количество.

Вернёмся всё к той же теме перчаток. Допустим, вам нужна статья «Как выбрать кожаные перчатки для женщины». Ключевыми словами здесь могут быть такие фразы, как «кожаные перчатки», «как выбрать кожаные перчатки», «как определить размер кожаных перчаток» и многое-многое другое.

И после того как все ключевые слова будут подобраны, а их, как правило, бывает одно или два, и очень редко три, необходимо написать, сколько именно раз они будут встречаться в тексте – кожаные перчатки – 3 раза, как выбрать кожаные перчатки – 2 раза. Также некоторые заказчики предпочитают, чтобы ключевые слова были расположены, например, в первом предложении или только в первом или третьем абзаце. Если есть такие пожелания – их тоже необходимо упомянуть.

И обязательно нужно написать, можно ли склонять ключевые слова в тексте, или здесь нужны только прямые вхождения. Пример – кожаная перчатка – кожаные перчатки – кожаных перчаток. Кстати, в последнее время поисковики полюбили тексты, где ключевые фразы и слова присутствуют в нескольких вариантах.

Для примера – если набрать в поисковой строке фразу «купить цветы Москва», то такой ключевой фразы вы в первой десятке и не встретите. А ведь именно такие ключи были популярны ещё год назад и их, по мнению заказчиков, ни в коем случае нельзя было менять или разделять даже запятыми. Поэтому не стоит бояться склонений, это будет только полезно.

Как составить техническое задание. Правило третье

Как составить техническое заданиеТеперь перейдём к таким понятиям, как уникальность текста и количество символов. Уникальность чаще всего сегодня проверяется замечательным сервисом text.ru и гораздо реже Адвего Плагиатус. Здесь всё зависит от ваших предпочтений, поэтому важно просто указать процент уникальности и сервис для проверки. Часто заказчики это делать забывают, и приходится переспрашивать.

Кстати, оба эти сервиса работают по-разному, поэтому уникальность одного и того же текста у них может быть разной.

Теперь о количестве символов. Нормальная статья для хорошего сайта должна содержать не меньше 2,5 — 4 тысяч символов, хотя иногда меня просят написать текст и на 5 тысяч и на 7 и даже на 10. Здесь опять же всё зависит только от вас и от того, какой текст вы считаете оптимальным для ваших читателей. Количество символов считается без пробелов.

Правило четвёртое, часто самое забываемое

Очень часто заказчики забывают указать, от какого лица необходимо писать текст. Чаще всего статьи пишутся от третьего лица, то есть в них не используется местоимение я. Но бывает и так, что приходится писать статьи не для сайтов, а для личных блогов. И тогда текст от первого лица здесь будет в самый раз.

Получается, что правильно составленное техническое задание должно состоять из следующих пунктов:

  1. Заголовок текста или его тема.
  2. Ключевые слова, их количество, возможность склонения, расположение в тексте.
  3. Количество символов в статье (без пробелов).
  4. Сервис для проверки уникальности текста и процент уникальности.
  5. От какого лица должна быть написана статья.
  6. Другие пожелания.

Как составить техническое задание для продающего текста – это немного другая история, да и пунктов в этом случае будет немного больше, а так как такие тексты я пишу очень редко, потому что душа к ним не лежит, то и говорить о них здесь не буду.

Как составить ТЗМногие заказчики очень часто пишут о том, что «статья нужна примерно на две тысячи символов», и «ключей в ней должно быть около 4 или чуть больше», а «уникальность от 80 до 100 процентов». Такие слова, как «примерно», «около», «чуть больше», «чуть меньше» в ТЗ писать не следует. Ведь техническое задание – это чёткий план, которому и будет следовать автор статьи. А «чуть больше» или «примерно 5 раз» каждый может понять по-своему. И зачем вам после этого лишние проблемы?